LJ community mustread

RSS-материал Must read
Must read - LiveJournal.com
Обновлено: 1 час 5 минуты назад

«Экономика» Игорь Липсиц

6 часа 2 минуты назад


Как можно понять из моего списка прочитанной литературы, я не очень жалую российских авторов, а уж российских учебников в моей коллекции так вообще практически не нет (несмотря на то, что я люблю читать учебники). И это не случайно, ибо в своё время российские учебники чуть не отбили у меня желание читать нехудожественную литературу. Я купил где-то 10-15 российских учебников в надежде получить такое же наслаждение от чтения, какое обеспечили книги Дэвида Майерса и вот этот учебник. Увы, но все те 10-15 российских учебников я отнёс на помойку, прочитав не больше 1-2 из этой кучи. При моей любви к нехудожественным книгам и к учебникам особенно, я не смог прочитать российские аналоги. Причина? Они невообразимо скучные и так же невообразимо сложно написанные. Эти университетские учебники символизировали всё самое худшее, что есть в образовании. Собственно, поэтому я больше и не читаю российские учебники, переключившись полностью на англоязычные аналоги, которые хоть и толще в три раза, но намного понятней и интересней. К чему это я всё написал? А к тому, что эта книга, одна из немногих книг, а точнее, один из немногих российских учебников который интересно было читать и перечитывать. Учебник настолько легко преподносит материал, что с ним разберётся даже ученик школы. Этот учебник настолько не похож на другие российские учебники, что иногда возникает ощущение, что читаешь не учебник, а обычный non-fiction пусть и не в стиле Карнеги, но Чалдини или Котлера.
Что ещё важно, так это то, что эта книга стала самой первой моей книгой (non-fiction), с которой началось моё увлечение non-fiction. Можно даже сказать, что именно благодаря этой книге я понял, что образование может быть интересным времяпрепровождением. Эта книга показала, что даже учебники могут увлекать не намного хуже чем книги Толкиена «Властелин колец», которые я в то время читал. Мне кажется, что эта книга может стать образцом того, как должны выглядеть российские учебники и российское образование в целом.
Не могу не упомянуть и третий ингредиент этой книги, наравне с лёгкостью изложения материала. Автор использует в качестве примеров события тех дней, что происходили в стране, от чего читатель на реальном примере познаёт предмет. Такого, кстати, нет в классических американских учебниках по экономики. В них всё более официально, что ли. Думаю, именно поэтому я отдаю предпочтение этому учебнику, а не ставшему знаменитому на весь мир «Экономикс» Брю, Макконнелл. Любой, кто прочтёт два этих учебника, сможет убедиться, что в учебнике Липсица больше лёгкости. Автор как бы ставит своей целью, чтобы читатель понял, что такое экономика, а не только сдал экзамены (а после всё благополучно забыл).
Я не буду перечислять темы этого учебника, ибо тут автор следует академическим правилам. Скажу лишь, что учебник разделён на две неравные части, где в первой половине рассматривается микроэкономика, а во второй и меньшей части, макроэкономика. Плюс, в приложении автор даёт своё видение тому пути развития, к которому следует стремиться России (что было отвергнуто в 2004-2008 гг.) и приложение в котором он разбирает книгу «Почему Россия не Америка».

«ZAG: Манифест другого маркетинга» Марти Ньюмейер

пн., 2021-07-19 03:25


Перечитывая книгу.
Я не знаю, каким образом эта книга попала в список «100 лучших бизнес-книг всех времён», ибо эта книга не далеко отошла от книг вчерашних блоггеров или журналистов возомнивших себя специалистами в сфере маркетинга, после того как прочитали 5-10 книг на соответствующую тему. В большинстве случаи в таких книгах нет ничего нового, ибо весь текст являет собой либо компиляцию известных работ по маркетингу или пересказом тех книг по маркетингу, которые были написаны довольно давно и не переиздавались. Но чаще всего мы имеем компиляцию старых идей на новый лад. К самым знаменитым авторам из этой группы можно отнести того же Сета Година. Но Сет Годин, это лучший вариант подобных авторов. Многие же другие пишут свои книги в разы хуже, не предлагая от себя совсем ничего. В любом случаи, данная книга есть компиляция идей из других знаменитых книг, можно даже сказать, из бестселлеров.
Вторым важным фактом является то, что эта книга никак не сможет стать заменой учебнику по маркетингу. Глупо думать, что такая книжечка на 100 страниц (в книге очень много пустых страниц + шрифт в два раза превышает обычный из-за чего книга сокращается со 170 до 100 страниц) сможет заменить университетский учебник по маркетингу «Маркетинг. Менеджмент». А это уже подводит нас к третьему факту.
В третьих, книга очень поверхностна. Автор мельком рассматривает самые основные (популярные) темы маркетинга, как например, позиционирование/УТП, поиск незанятой рыночной ниши, конкуренты, миссия или видение, маркетинговые коммуникации, лояльность и пр. Несмотря на то, что я согласен с автором, мне не нравится та поверхностность, та быстрота, с которой автор прыгает с одной темы на другую. В итоге возникает ложное ощущение простоты ведения успешного бизнеса. Автор в качестве иллюстрации рассматривает винный бар. И если оценивать создание бизнеса по тому, как это описывает автор, возникнет именно такое ощущение небывалой простоты разработки и запуска нового бизнеса. Буквально достаточно придумать интересную бизнес-идею, найти незанятую нишу и нанять группу дизайнеров, которые спланируют всё - начиная от визиток и заканчивая самим помещением. И вуаля, бизнес готов (якобы). Остаётся только успевать загребать доллары руками. На самом деле, если бы всё было так просто и легко мы бы не видели такое огромное количество банкротств в США и Европе (про остальные страны и говорить нечего). В книге ничего не говорится об издержках, о ценовых войнах, о конкурентах которые могут выдавить новичка с рынка, о логистике, о посредниках, о деловых партнёрах, о товарах заменителях, о важности сильного бренда для потребителя на этом рынке, о финансовых проблемах которые могут возникнуть, о маркетинговых исследованиях и маркетинговых коммуникациях (то, что предлагает автор не выдерживает никакой критики). Вот всего этого, в книге нет. А ведь автор не просто взял какую-то одну тему, а он решил рассказать, как построить бизнес с нуля. Я помню, что книга, которая решилась на такую же задачу, была не на сто страниц, а на все 800+ и относилась к типичному академическому учебнику. Кстати, этот университетский учебник – «Understanding Business» by William G. Nickels – включает такие темы как бухгалтерия, маркетинг, персонал. Этот учебник действительно даёт довольно полную информацию о том, как работает или должен работать ваш бизнес, как создать бизнес.
А что касается этой книги, то эта книга больше походит на блог, который автор вёл в течение года прежде чем решил собрать все написанные им тексты в одну книгу.
И ещё одна важная вещь. Автор не является маркетологом. Автор – профессиональный дизайнер.
Почему тогда я поставил нейтральную оценку, а не отрицательную? Ну, в принципе, у автора получилось кратко рассказать об основных (но не всех) идеях из мира маркетинга. Сделал это в увлекательной и лёгкой форме. Для человека, который совершенно ничего не знает о том, как устроен бизнес или маркетинг, книга станет хорошим ознакомлением с данной отраслью человеческой деятельности. Т.е. это неплохое введение в тему. Но не более.

«Не просто отношения - защита. Источники доходов в эпоху власти клиента» Глен Урбан

пн., 2021-07-12 23:58


И всё же, несмотря на интересную концепцию, автору не удалось написать хорошую книгу. Более того, книга сильно устарела.
Во-первых, книга могла удивить читателя, когда бум интернет сайтов только начинался. Сейчас же посвящать две главы тому факту, что покупателю стало очень просто сравнивать цены товаров, а также находить информацию в интернете (касаемо этих самых товаров), просто недопустимо. Я пропустил 2-3 главы, ибо информация настолько бессмысленная в плане её очевидности, что тратить на неё время просто нет смысла. В этих главах автор очень детально описывает, как измелился бизнес в связи с распространением интернета. Т.е. что потребителям больше не нужно приезжать к автодилеру, чтобы посмотреть автомобиль, сравнить цены и характеристики и пр. То же самое справедливо и в отношении лекарственных средств, т.е. что покупатели, благодаря интернету, стали даже навязывать своим лечащим врачам, найденные ими в интернете лекарства. В общем, интернет сильно изменил ландшафт бизнеса, да. Но это видит даже не профессионал.
Я посвятил этому вопросу так много внимания, т.к. именно на основании этого факта автор будет строить всю свою теорию.
Далее автор спорит, что времена, когда компании давили на покупателей, чтобы те покупали их товары, безнадёжно ушли в прошлое. Сейчас необходимо исходить не из интересов фирмы, а из интересов покупателей. Т.е. смотреть на то, что выгодно именно покупателю. А это значит, что даже если вы сами не располагаете нужным товаром, вы должны сделать так, чтобы покупатель этот товар получил. Это значит, что либо вы направите покупателя к своему конкуренту либо сами отправитесь к своему конкуренту, чтобы приобрести запрашиваемый клиентом товар. Я уже читал о такой точке зрения на бизнес в какой-то книге. Так что такая позиция, не нова. Другой вопрос, многие ли компании следуют подобным советам и выгодны ли они в долгосрочной перспективе (хочу напомнить, про классификацию клиентов на золотых, серебряных, бронзовых и деревянных)? Но даже если мы рассматриваем сугубо с позиции рекомендаций, которые предлагают компании, то даже в этом случаи не все фирмы будут гореть желанием прорекламировать конкурента.
В чём смысл подобной стратегии? Авторы пишут, что компаниям необходимо стать защитниками для своих клиентов. В это понятие входит и клиентоориентированный сервис, рекомендации по системе Amazon, когда искусственный интеллект предлагает товары на основе предыдущих покупок покупателя и в целом вести маркетинг по принципам современного маркетинга XXI века. Когда я читал книгу, у меня складывалось ощущение, что авторы дополнили книгу стандартными практиками из мира маркетинга, которые используются практически всеми успешными компаниями. Действительно, в эпоху интернета, глобализации и открытого мира уже невозможно вести бизнес так, как вели его в начале или даже в середине XX века. Но это же очевидно, не так ли? Мне показалось, автор тоже так считает, поэтому и добавил эти очевидные описания/примеры для увеличения объёма книги. Ибо идей, которые мог бы предложить сам автор, довольно не много. Да и плюс к этому, получилось у автора это очень неудачно. Ведь ко всему вышесказанному, текст книги довольно сложный, мутный и словообильный. Другими словами, автору стоило сократить книгу в два раза и выражать свои идеи более ясно, а текст значительно упростить.
Как итог: могла бы получиться хорошая статья в журнале HBR. Но в качестве книги – провал.